Get Adobe Flash player

Ресурсный центр

«МЫ  И  ПРИРОДА» РАННЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  

     Экологическое воспитание во всем мире является одним из приоритетных направлений образования, поскольку взаимоотношения человека с природой становится все более сложными.
     Основы экологически грамотного поведения закладываются в раннем детстве, т.к. в этот период ребенок наиболее близок к природе.
     Именно с этой целью был создан Ресурсный центр «Мы и природа», основным направлением деятельности которого является раннее экологическое образование детей дошкольного возраста, формирование у них основ экологической культуры, проявляющаяся в эмоционально положительном отношении к природе и окружающему миру.
Эколого-развивающая среда ДОУ
 
     Территория ДОУ – это его своеобразная визитная карточка. Разноцветные клумбы, оригинальные дорожки, ландшафты, игровые и спортивные площадки, огороды, водоёмы – это не просто участки для прогулок с детьми, а развивающая среда.
    Экологически правильные организация и оборудование зоны природы – это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей.
    Самый распространенный объект в детском саду – это аквариум с его удивительными обитателями. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению за таинственной жизнью подводного мира.
   Главная особенность группового уголка природы – это его непосредственна близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года.
    В кабинете экологии дети играют, рассматривают коллекции природных материалов, смотрят видеофильмы и мультфильмы о природе, проводят опыты, познают законы природы.
     Непосредственный контакт ребенка к объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними закладывают гуманное отношение и умение видеть красоту окружающего мира. Для содержания в ДОУ подходят морские свинки, кролики, хомяки и белые крысы. Дети любят всё пушистое, поэтому между ними и зверьками может сложится хорошее отношение. Неприхотливость к пище, мирный нрав, и в месте с тем разнообразие повадок делают этих животных желательными обитателями уголка природы.
Экологическая тропа
 
    Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию – это экологическая тропа. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Для каждой возрастной группы разрабатывается свои индивидуальный маршрут. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающие внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
    В качестве объектов экологической тропинки выбираются: различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельно и красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п.. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием.
Птичий столб привлекает птиц круглый год. В зимнее время птицы подкармливаются в кормушках, прячутся в домике от непогоды.
Сетевое взаимодействие
 
       В 2008 году наше дошкольное учреждение стало Окружным ресурсным центром «Мы и природа» под руководством методиста ОМЦ Ровновой Марины Викторовны, старшего воспитателя Шулениной Наталии Олеговны и педагога – эколога Селиверстовой Марины Викторовны. Нашей задачей является трансляция опыта городского ресурсного центра, организованного на базе ГОУ Центра развития ребенка – детского сада № 2337 города Москвы «Дельфинёнок».
     В сетевом взаимодействии участвует 16 дошкольных учреждений Южного округа. За прошедший период нами были представлены различные формы взаимодействия с детьми по экологическому образованию. Одна из таких форм – экологические досуги, целью которых является закрепление знаний детей о поведении в лесу, его флоре и фауне, бережном отношении к природе. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта в решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.
     Одним их необычных вариантов организации эколого-развивающей среды является мини-лаборатории и мини-музеи. В лаборатории дети с удовольствием экспериментируют, проверяют на практике свои предположения о свойствах природных материалов.
     Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывают влияние красивое художественное оформление праздников, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.
       В 2009 году День земли стал официальным праздником для детских садов-участников проект ЮНЕСКО «Дошкольное образование – от младенчества до школы».  В связи с этим были разработаны рекомендации по организации экологических праздников.
Благодаря занятиям с живыми объектами, у детей формируется понимание того, что обитатели уголка природы – живые существа со своими потребностями, что о них нужно постоянно заботится. Появляется готовность удовлетворять их потребности, участвовать в создании и поддержании необходимых условий жизни, развивается умение отличать хорошее самочувствие от недомогания, радоваться красоте проявлений здорового животного.
    Для обмена опытом с педагогами Округа проводились круглые столы, семинары-практикумы, открытые показы, дискуссионные клубы.
     За истекший период работы Ресурсного центра было проведено 12 встреч, в которых участвовало 135 педагогов города Москвы.
Количество участников сетевого взаимодействия увеличилось с 7 дошкольных учреждений до 27.
    Заведующая Петрова Татьяна Алексеевна, старший воспитатель детского сада Матвеева Галина Ивановна, старший воспитатель Ресурсного центра Шуленина Наталия Олеговна, педагог доп. образования по экологии Селивёрстова Марина Викторовна награждены Почётными грамотами за организацию и проведение Окружного ресурсного центра «Мы и природа» для специалистов Южного округа.
        В настоящее время Ресурсный центр завершил свою работу.
Как делать нспс подробно Беременность, роды, воспитание детей - самая подробная информация образование детей - все подробности у нас